ПУТЬ ДЛИНОЮ В 132 ГОДА
19 августа 1879 года инспектор Владикавказской железной дороги (так она тогда называлась) отправил в Санкт-Петербург в Департамент общих дел МПС телеграмму следующего содержания:
«Сегодня, по совершению молебствия и в присутствии местных властей, открыто Ростовское техническое училище в составе подготовительного класса с 30 учениками». Первым начальником училища был Килимов Лонгин Семенович.
С 1880 года по 1883 год было открыто три технических курса; подготовка велась по специальностям: строительство и эксплуатация железных дорог, паровозы, конторское дело, телеграфия. Ежегодно в училище набирали 30-35 человек, а первый выпуск 1882/83 учебного года составил всего 14 человек. До революции было подготовлено 647 специалистов.
В 1921 году училище преобразовано в политехникум путей сообщения (РППС), открылись новые специальности, увеличился контингент. С 1921 по 1929 год было подготовлено 600 техников путей сообщения первой категории. В годы восстановления народного хозяйства и первых пятилеток воспитанники техникума отличились на многих дорогах и в отраслях промышленности.
Выпускник техникума С.В. Кутафин – пионер стахановского движения, Герой Социалистического труда в октябре 1934 года награжден значком «Почетному железнодорожнику» под № 1, И.В. Пирин стал выдающимся конструктором мощных паровозов. В декабре 1929 года на базе техникума был открыт Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС) – нынешний РГУПС.
В 1938 году РППС был переименован в Ростовский техникум железнодорожного транспорта – РТЖТ.
В первые дни войны часть преподавателей и студентов ушли на фронт, а сам техникум и его оборудование 16 октября 1941 г. были эвакуированы в г. Орджоникидзе, вторично в июле 1942 года на Кавказ, а потом в г. Кызыл-Орда.
В это время на различных фронтах храбро сражались его воспитанники. Путеец Михаил Михайлович Сурмач стал Героем Советского Союза; Виктор Никифорович Никитин, морской пехотинец, прошел боевой путь от Сталинграда до Будапешта; Василий Тихонович Безуглов – Герой Советского Союза, начальник Крымской дистанции пути, сражался в рядах партизан на Северном Кавказе. После освобождения Ростова техникум вернулся в родной город. Коллектив техникума за несколько лет успешно справился с нелегкими восстановительными работами, помогая одновременно восстанавливать город. Особенно велик вклад студентов техникума в восстановление станции Ростов, Ростовского паровозо-ремонтного завода им. Ленина, завода Ростсельмаш, гостиницы и других объектов города.
В 1979 году в честь своего 100-летия техникум был награжден Почетной грамотой Верховного Совета Российской Федерации, в 1993 году завоевал звание «Техникум года на Северо-Кавказской железной дороге».
Более 20 тысяч специалистов подготовлено за 130-летнюю историю учебного заведения. Традиции техникума продолжаются в его выпускниках, которые работают на руководящих должностях Северо-Кавказской железной дороги и других филиалов ОАО «РЖД». Это Лубягов А.М., Домбаев Ю.М., Лысенко С.Н., Луценко В.М., Широкобородов В.Г., Филипов Б.В., Гончаров В.М., Клушин М.А., Мыльников Б.В., Таранушич А.Ф., Сопочев Н.В., Задорин С.А., Уразкин Ю.Н., Гетта Ю.М., Шумченко А.П. и многие другие.
Крупными учеными стали выпускники техникума – доктора наук, профессоры Гуда А.Н., Козубенко В.Г., Осяев А.Т., Рипполь-Сарагоси Ф.Б.
Гордостью техникума являются его педагогические кадры, из которых более 70 % имеют высшую и первую категории, в том числе 5 кандидатов наук.
Имена таких преподавателей, как Богачева Л.А. - заслуженный учитель России, Почетных железнодорожников Кирилина Г.С., Кирилиной Л.П., Мосьпак Н.В., Почетного работника среднего профессионального образования Нерсисян А.К., «Отличников народного образования» Астаховой Г.А., Саенко Л.К., и этот список можно продолжать еще, известны далеко за пределами техникума.
В 2008 году техникум железнодорожного транспорта решением Правительства Российской Федерации стал структурным подразделением Ростовского государственного университета путей сообщения.
Сегодня в учебном процессе активно используются современные информационные технологии, созданы все необходимые условия для получения качественного образования: хорошо оснащенные лаборатории и кабинеты, учебно-производственные мастерские, библиотека, общежитие, спортивный комплекс.